Progressive evolution as self-regulation of the World (inductive and deductive description of natural and social development) Прогрессивная эволюция как самоупорядочивание мира (индуктивное и дедуктивное описание естественного и социального развития).


Перейти к содержанию

Статья 2

Г.Л. Зальцман
САМОУПОРЯДОЧИВАНИЕ МИРА
(Научное аксиоматико-дедуктивное описание)

Ключевые слова:
протологика – металогика, контркатегории, начала – противоначала, Среда – Структура, тетрадная периодичность

      Единую картину самоупорядочивания мира сегодня не могут представить ни множественные дисциплинарные науки, ни междисциплинарные подходы. Предпринята попытка составить научное аксиоматико-дидуктивное представление о самоупорядочивании мира. Выделяются противоположные пространственно-временные начала, из которых посредством вновь вводимой металогики воссоздается развернутая формализованная последовательно трехмерно-пространственная модель самоупорядочивания мира. Ее научная интерпретация позволяет представить картину эволюции реального мира, начиная от Большого Взрыва и кончая высшими проявлениями логической мысли человека. Каждый составляющий объект предлагаемой дедуктивной системы занимает в ней определенное место, индексация которого ползволяет проследить весь пройденый исторический путь и дальнейшие перспективы развития. При этом выводное знание сохраняет не только строгую металогическую форму, но и становится объектом четверичного двуразрядного счисления.

ВВЕДЕНИЕ

      Возможности дисциплинарного научного познания. Сегодня мир представлен необъятным множеством научно детерминированных объектов, число которых удваивается на глазах одного поколения. К достижениям наук должен быть отнесен также хронометраж рождения объектов, отложенный на 13миллиардлетней линейке времени. Он выглядит как последовательная цепочка дисциплинарно детерминированных объектов: физических, химических, биологических и т.д. Перешагнуть границы далеко отстоящих дисциплин практически не удается.       Возможности междисциплинарного научного познания. Оно возникло как ответ на прогрессирующее дифференцирование дисциплинарных наук, выявление особенностей каждой и, тем самым происходит, все большее отдаление от понимания мира в целом. Ответ состоял в междисциплинарной интеграции, выявлении общности наук и обрел форму междисциплинарных научных подходов. Начав с объединения методик и отдельных наук (астро-физика, био-химия, зоо-психология и т.д.), на финише удалось достигнуть общедисциплинарного подхода. Так, зародившийся в биологии эволюционный подход широко распространился на другие науки, рассматривающие свои объекты в аспекте космогенеза, геогенеза, биогенеза, эмбрионогенеза, психогенеза, социо, гносеогенеза и т.д. Сегодня эти эволюционные подходы объединяет научный принцип - "эволюционизм". Второй научный принцип - "системность" - объединяет присущие объектам, стоящим на разных уровнях развития элемент-системные отношения. Это значит, что все известные научные объекты ранжируются во времени, как эволюционные объекты, и в пространстве, как системные объекты. Необходимо подчеркнуть, что рассматривались не конкретные объекты, это удел дисциплинарных наук, а обобщенные родовые: атом вообще, клетка вообще, мозг вообще и т.д.
      Следующий шаг был предпринят автором и направлен на объединение объектов в общую эволюционную систему. Ее элементарные составляющие были наделены свойствами временных переходов от исходного к производному, и пространственных переходов в элемент-системных иерархиях. Потребовались многодесятилетние попытки, чтобы выработать строгие правила таких переходов и на этом основании эмпирически индуктивно построить общую эволюционную систему. Система охватывала обобщенные (родовые) объекты, начиная от ранней вселенной и кончая достижениями логической мысли человека, которые были выстроены в параллельные элемент-системные и системно-элементные ряды [статья 1]. Однако работа встретила непреодолимые трудности, связанные с подбором каждого исходного эволюционного объекта. Множественный выбор не может не быть бесспорен, что делает таковой всю систему. Но, тем не менее, система была построена. Ее внутренним стержнем стала установленная тетрадная периодичность процесса эволюции: мир в целом эволюционировал как последовательность 4-х частных миров: физического (космос), биологического (жизнь), животного (поведение) и человека (познание). И каждый из этих миров, в свою очередь, подразделялся на 4 последовательные ступени эволюции и т.д. То есть упорядочивание имело форму тетрадного дерева делений. И это дало основание считать, что было установлено фундаментальное свойство (количественный признак) мира в целом - иерархическая тетрадная периодичность его развития. Встает вопрос: периодичность - это предел познания мира? Возможно ли дальнейшее постижение установленной периодичности? Все эти вопросы подвигли к попытке выводного аксиоматико-дедуктивного описания мира, что и стало целью работы. (Отметим, что на такой шаг можно было решиться, имея наработанные системные представления о предмете).


ОНТОЛОГИЯ


Принимаемые основоположения.
1. Исходные начала. Мир и все его составляющие всегда дву-противо-начальны. Они определяются:
- начало Среда – континуальное сплошное состояние мира, носитель внутренних пространственных отношений.
- противоначало Структура – ограниченное дискретное состояние мира, носитель внешних пространственных отношений.
2. Взаимодействие противоначал. Осуществляется как их противонаправленое опосредование. Исходное начало Среда – структурируется, - шаг движения в сторону дискретизации. Исходное противоначало – Структура - связывается (осредняется) - шаг движения в сторону континуализации.
3. Повторные шаги взаимодвижения противоначал. Образуют параллельные многоступенчатые ряды – путь «от хаоса к порядку». Осуществляется последовательное мерное пространственно-временное упорядочивание отношений.
4. Ряды упорядочивания противоначал. Имеют 4-х уровневое иерархическое строение.
Сложность построения такой модели прогрессивной эволюции требует перехода на язык символов. Однако готового языка как и гносеологически мироотнесенной логики не существует (мы говорим на языке предметно-отнесенной логики).


ГНОСЕОЛОГИЯ

      Познаваемый объект - мир в целом будет представлен как аксиоматическое построение. Познающий субъект представляется как набор логических форм мышления, рассмотренных в исторической ретроспективе. Будем отталкиваться от современной формальной двучленной (предмет - признак) логики. Как принято считать, первобытному обществу присуще т.н. "дологическое" мышление. Однако с этим нельзя согласиться, поскольку речевые наименования служат неизменной основой объема каждого понятия (набора номинированных предметов) и его содержания (набора номинированных признаков). Поэтому логику номинирования будем именовать "протологика", относя к ней мышление типа "post hoc, ergo proper hoc". А под дологикой будет пониматься случайно упорядочиваемое ассоциативное мышление общества дикости (а также доречевое мышление ребенка). Такое разделение имеет и объективные основания: это отношение каждой формы логики к собственному реальному прообразу. Так, дологика - это свободное личностное мышление каждого человека, начиная с самого раннего детства. Протологика - это уже отношения с социумом - конвенциональный общественный продукт. Формальная логика - предметно отнесена к законченной форме мысли: предмет определяется признаком (и человек определяется как предмет). Если продолжить обобщение прообразов, то на очереди природосоотнесенная металогика.
      Названным формам логики свойственна однозначная иерархическая 4-х уровневая мыслительная конструкция, а именно: неупорядоченные высказывания, элементарно упорядоченные высказывания, их объединение в основные высказывания и их следование в сложных высказываниях. (Начальные уровни двух первых форм мышления "уходят" в неопределенность подсознания). С точки зрения членения логической мысли, к примеру, элементрано-упорядоченное высказывание одночлен, 1-ое производное - основное высказывание - двучлен, а 2-ое производное - сложное высказывание - четырехчлен(при их одно-многозначном соответствии).. На основе этих положений выстроим гностическое поле, располагая на координатах: объектные отношения к прообразам разных форм логики и субъектные отношения - членение логической мысли (фиг. 1). 



ЛОГИКА

      Природоотнесенная логика будет именоваться металогикой.
      Металогика строится в соответствии с ее местом в сравнительном гносеологическом ряду. И, в частности, как много-однозначное соответствие по форме основного 2-членного логического высказывания (субстантив - предмет + атрибут - признак) элементарному металогическому высказыванию (начало - Среда + противоначало - Структура)

      Исходные определения. Начало - Среда представляется субстантивом [A] и атрибутом [a]. Противоначало Структура представляется субстантивом [Ā] и атрибутом [ā].
      Элементарные высказывания. Образуются в результате непосредственного определения субстантива начала [A] через атрибут противоначало [ā], [Aā] - среда структурируется. Субстантив противоначала [Ā] определяется через атрибут [a], [Āa] - структура связывается (осредняется). Допускается также определение субстантива начала через субстантив противоначала: [A:Ā], [Ā:А] . Повторные определения фиксируются индексами в значении 0-3, поскольку постулируется конечная тетрадность. В результате образуются диконтракатегории, представленные четырмя ступенями перехода от «хаоса к порядку».

      Основное высказывание – опосредованные определения диконтракатегорий начало через противоначало и наоборот. В результате операции увеличивается на порядок индекс исходной дикатегории при переходе в производную:

Основные высказывания будут именоваться тетра-ди-категории.
      Сложные металогические высказывания однозначно переводятся на язык математических счислений. В данном случае на четверичное двуразрядное счисление атрибутов металогических начал как единицы и субстантивов как десятки.



ПОСТРОЕНИЕ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ МЕТАЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОГРЕССА

Модель основана на соответствии эволюционного принципа тетрадной периодичности, выявленного при индуктивном описании, металогическому тетрадному иерархическому рядопостроению. В этом случае шаги прогрессивной эволюции выражаются последовательным повышением индексов атрибутных и субстантивных противоначал что представлено в Таблице 2.

 

Система содержит 56 составляющих метаобъектов непосредственно переходящих друг в друга и 8 макро метаобъектов соответствующих их тетрадным рядам. С точки зрения счисления индексов противоначал эволюционный прогресс строго соответствует четверичному двуразрядному счислению эволюционных объектов и их признаков.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МИРА


      Строится на основе принимаемого соответствия металогических преобразований формальных объектов и пространственно-временных эволюционных переходов реальных научных объектов. Материалом научной интерпретации служила ранее построенная эмпирическая система крупномасштабных объектов эволюционного прогресса [1,2]. Содержательная интепритация металогической формальной системы прогрессивной эволюции представлена в Таблице 3 (оно полностью соответствует преобразованию металогических контракатегорий, представленных в Таблице 2).

Каждый содержательный эволюционный объект занимает собственное место, соответствующее тому или иному преобразованию контракатегорий. Таким образом, установливается металогически детерменированный эволюционный путь каждого представленного в системе научного объекта. В итоге можно заключить предлагамемая содержабельная система дает выводное знание о естественном самоупорядочивании мира и его составляющих частей.


РЕЗЮМЕ

      Для описания самоупорядочивания мира избран аксиоматико-дедуктивный подход, поскольку эмпирическое индуктивное его представление не достигает приемлемой достоверности. В отличие от принятого взгляда на единоначалие пространства основоположными принимаются противоначала: – Среда (континуальность пространственных отношений) и Структура (дискретность пространственных отношений), а также их взаимоупорядочивающие определения и рядопостроения. Пути дедуктивного развертывания выстраивались через: гносеологическую оценку разных форм логической мысли и построение природоотнесенной тетраконтракатегориальной металогики самоупорядочивания мира. Научная интерпретация последней позволила вывести детерминированное знание эволюционирующего упорядочивающегося мира. В представленной метанаучной системе реального самоупорядочивания каждый составляющий объект занимает собственную точку, имеющую металогическую координатную индексацию, на основании которой строяться детерменированные эволюционные ряды. В результате представляется прошлое и будущее каждого природо- и социально- образованного объекта и пути их достижения. Итог: 4х4х4 дней (со)творения мира. Оценим, насколько это четверичная двуразрядная численная мера творений Всевышнего превосходит представления наших предков времен Авраама о семи днях творения мира.




ССЫЛКИ

1. Г. Л. Зальцман Современное миропонимание - СПб.: Наука, 2004

2. H.L. Zaltsman. Towards a theory of progressive evolution. The Journal of General evolution. V65 № 3 April 2009


Назад к содержанию | Назад к главному меню